✔ (страница 53) гдз по истории России 8 класс учебник Арсентьев, Данилов, Курукин часть 1

  • история России 8 класс
  • Издательство: Просвещение
  • Тип книги: учебник
  • Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я., Торкунов А.В., Дмитриев А.П.
  • Год издания: 2023, новый
  • Часть: 1
  • Страна учебника: Россия
  • Под редакцией: Под редакцией академика РАН А. В. Торкунова
  • ФГОС: Да
  • Цвет обложки: Зелёный с белым
  • Москва, 3-е издание, переработанное
§ 8. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Вопросы и задания внутри параграфа. Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра 1. учебник - cтраница 53.
Условие
Условие. ✔ (стр. 53)
Условие  ✔ (страница 53) гдз по истории России 8 класс Арсентьев, Данилов, учебник 1 часть

✔ (часть 1, страница 53)

С помощью каких мер Пётр I стремился поставить Церковь на службу государству? Удалось ли ему это?

решение 1
Решебник 1. ✔ (стр. 53)
Решение  ✔ (страница 53) гдз по истории России 8 класс Арсентьев, Данилов, учебник 1 часть

Для Петра ориентиром были прежние конфликты царей с главами церкви, например, его отца Алексея Михайловича с патриархом Никоном. Поэтому он пытался, прежде всего, изменить руководство русской православной церкви, убрать из этого руководство фигуру, идеологически равную царю.

Вначале царь фактически ликвидировал патриаршество. После смерти патриарха именно царь назначал местоблюстителя, то есть в соответствии с названием временного главу церкви, который действовал, то есть следил за местом, пока не будет избран новый патриарх. При этом собор для избрания этого самого патриарха назначал тоже царь. До сих пор это была техническая, со стороны царя, процедура, которая никогда не встречала никаких препятствий. Но для Петра это был рычаг влияния. Он назначил местоблюстителем лояльного себе, как он тогда считал, человека, Стефана Яворского, а собор для избрания нового патриарха временно отложил. Но нет ничего более постоянного, чем временное. На самом деле, он и не собирался устраивать никакого собора, на котором мог быть избран человек, не одобряющий его реформы. Предыдущие патриархи были ревнителями старины.

Лояльный и фактический глава церкви уже поставил эту организацию в зависимость от государства. Православная церковь иерархична. Любой священник и вообще любой человек духовного сословия зависел и зависит только от начальства. Например, священника, который говорил не то, что нужно, могли даже не лишить сана, хотя такое тоже возможно, а отправить в другой приход, причём в любой, хоть на Чукотке. И прихожане в этом случае фактически никак не могут своего батюшку защитить, как бы популярен он не был. Поэтому лояльность руководителя постепенно стала распространяться и на всю организацию через назначение нужных людей на нужные должности и наказание строптивых.

Однако, лояльность для Петра означала полное одобрение его действий, беспрекословное подчинение. Многие авторы пишут, что после Лефорта у царя не было настоящих друзей, только исполнители. Но он и не терпел вокруг себя никого, кроме слепых исполнителей. Стефан Яворский возмутился против введения фискалов, выступил публично с обличительной проповедью. После этого ему больше не давали выступать публично, от лица местоблюстителя выходили только воззвания, не факт, что написанные на самом деле им.

Церковь не возмутилась ни против отсутствия патриарха, ни против такой судьбы своего фактического главы. Процесс превращения духовенства в покорное царю чиновничество начался задолго до Петра и достиг уже значительных успехов. Наоборот, такая судьба всесильного, казалось, местоблюстителя показала остальным, что защиты от царского гнева нет, что нужно беспрекословно выполнять все предписания. В итоге, даже приказ о нарушении тайны исповеди не вызвал сопротивления и исполнялся духовенством беспрекословно.

В конце-концов даже этого показалось Петру мало, потому что его преемник мог всё-таки назначить выборы патриарха. Тогда престол этого самого патриарха он вообще упразднил, заменив его на коллективный орган: правительствующий Синод. Причём, если обычно высшая иерархия происходит из чёрного духовенства, из бывших монахов, то в синоде заседало и белое духовенство, например, духовный отец самого царя. Этого показалось мало и в орган был включён фактически соглядатай - обер-прокурор Синода, который формально только следил за соблюдением регламента, например, за тем, чтобы все члены Синода регулярно посещали заседания, но на самом деле, направлял орган в нужное русло, проводя волю царя: это всегда был светский чиновник, для которого эта должность была только ступенькой в карьере, которому абсолютно незачем было солидаризироваться с духовенством. Вот этот орган был уже полностью послушен светской власти, даже если там находилось пару строптивых человек, чего обычно не происходило, остальные всё равно их уравновешивали.

Таким образом, Петру удалось полностью подчинить церковь своей воле, которая теперь беспрекословно выполняла любое распоряжение государя, как и светское чиновничество. Финальный шаг в этом направлении сделала уже Екатерина II, конфисковав церковные земли и вместо них выделив духовенству государственные жалования, что окончательно уравняло это сословие со светскими чиновниками. Но фактически духовенство было полностью покорно и до этой меры, тем более, что великий реформатор позаботился и о церковном имуществе, распоряжаться которым поставил монастырский указ (прочем, при переходе к коллегиям, его функции никому не достались).

Однако, Петру не была понятна разница между службой государству и исполнением воли государя, несмотря на речь, произнесённую им во время Полтавского сражения. Полностью подчинившись воле царя, церковь перестала выполнять важную функцию - функцию противовеса царской власти. Это было видно уже при Петре. Те самые фискалы, против которых возмутился Яворский, в итоге оказались неэффективны. И если бы царь изначально не разрабатывал меры против местоблюстителя, а вынужден был бы к нему прислушаться, он бы избежал этой ошибки. Ещё большую цену государство заплатило за развод Петра, который церковь, по идее, не должна была одобрять: в итоге этот развод, а потом убийство сына привели к эпохе дворцовых переворотов. Но в плане разводов с церковью работали ещё со времён Василия III: после мер, предпринятых против нестяжателей в руководстве церкви, великий князь разошёлся с женой без проблем, этот шаг даже был одобрен, причём на основе цитат из писания. За почти два века в этом плане многое было достигнуто: Василий III разошёлся с бездетной женой, кроме прочего, ради спасения династии, у Петра же не было даже этого оправдания, в семье уже был ребёнок, причём сын, упрекнуть царицу по понятиям того времени было нельзя, тем не менее Петра развели тоже без проблем ещё даже при живом патриархе. А ведь если бы церковь не была настолько послушна воле светских властей, если бы имела самостоятельность хотя бы на уровне православной церкви восточной римской империи, потомство могло быть больше, сомнений в законности этого потомства, в отличие от реальности, не могло быть никаких, не было бы никакой эпохи дворцовых переворотов.

Таким образом, Петру, действительно, удалось сделать церковь покорной воле государя, его меры оказались эффективными, но польза от церкви для государства от этого только снизилась, особенно учитывая, что в России не было к тому времени никакого органа сословного представительства, никакого даже намёка на другой противовес царской власти.

история России 8 класс - учебник, страница 53 номер ✔

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по истории России за 8 класс, для упражнения расположенного на странице 53 для 1-й части к учебнику 2023 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по истории России к упражнению ✔ (с. 53), авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я., Торкунов А.В., Дмитриев А.П., 1-й части ФГОС, учебного пособия издательства Просвещение.