номер 2 (страница 57) гдз по истории России 8 класс учебник Арсентьев, Данилов, Курукин часть 1
- история России 8 класс
- Издательство: Просвещение
- Тип книги: учебник
- Авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я., Торкунов А.В., Дмитриев А.П.
- Год издания: 2023, новый
- Часть: 1
- Страна учебника: Россия
- Под редакцией: Под редакцией академика РАН А. В. Торкунова
- ФГОС: Да
- Цвет обложки: Зелёный с белым
- Москва, 3-е издание, переработанное
Условие
№2 (часть 1, страница 57)
Какие задачи должна была решить церковная реформа Петра I? Составьте рассказ. в котором обязательно должны упоминаться: Святейший синод. «духовный регламент». Стефан Яворский. Феофан Прокопович. патриаршество. исповедь. На какие источники опирались при подготовке? Оцените их достоверность.
решение 1
Реформа Петра I радикально преобразовала русскую православную церковь. При этом, как и другие реформы, она не была задумана с самого начала в конечном виде, царь продвигался вперёд методом проб и ошибок.
Финальная стадия реформы наступила уже ближе к концу Северной войны, когда у царя освободилось время и на церковные дела.
В конце 1710-х годов церковные дела для Петра, казалось бы, шли замечательно. Фактически церковь возглавлял он сам. Формально во главе неё всё ещё находился местоблюститель Стефан Яворский, но он давно уже ничего не делал самостоятельно, не появлялся на публике и оставался под домашним арестом. Тем не менее, от его лица постоянно выходили воззвания, скорее всего, фактически составляемые царём или близкими к нему людьми. Так что церковь как никогда была под контролем Петра.
Однако, в то время царь уже всё больше думал о будущем, также и о сохранении своего наследия. Такие мысли особенно усилились после Прутского похода, в ходе которого он заглянул в лицо страшной опасности, а именно позорному плену. Интересно, что задуматься заставила не опасность смерти, например, под Полтавой, а именно опасность долгого плена. В таком случае царь у России бы остался, нового бы не венчали, но фактически власть перешла бы в руки специально созданного перед Прутским походом Сената. И скорее всего, были сомнения в действительной приверженности сенаторов европеизации.
Ещё на большие мысли навела ситуация с царевичем Алексеем. Причём, скорее всего, не то, что сын умер в результате назначенных отцом пыток, а до этого он был им приговорён к смерти. Возникал вопрос о наследнике. Петру казалось, что Алексей полностью хочет вернуть старину, разрушить все его начинания. Теперь после смерти Алексея самым очевидным наследником был его сын, который воспитывался старыми боярскими фамилиями, которые от реформ тоже были не в восторге. Таким образом, ещё актуальнее стало не только поддерживать европеизацию при своей жизни, но и сделать невозможной её отмену после смерти.
При этом главой русской православной церкви всё ещё оставался патриарх, теперь уже совсем формально, но всё-таки оставался. При Петре, конечно, собор для его избрания просто не мог быть назначен. Но кто знает, что будет после его смерти? Тогда патриаршество могло бы возродиться, а патриарх, это та фигура, которая идеологически может противостоять царю, спорить с царём. И на основе собственного опыта любой патриарх для Петра был противником европеизации в любой форме. Под этим были некоторые основания, потому что в своих реформах Россия копировала совсем не православные государства, с точки зрения церкви, царство антихриста. Соответственно, патриаршество нужно было ликвидировать как таковое, без возможности его восстановления.
С 1718 года, с года кульминации следствия над царевичем Алексеем, началась разработка духовного регламента, то есть основного документа новой церковной реформы. Характерно даже его название: до этого регламенты выпускались для регуляции самых разных аспектов светской жизни, прежде всего, жизни вооруженных сил.
Составлял духовный устав талантливый православный учёный Феофан Прокопович. Это уроженец Киева, то есть тех православных земель, где со времён Речи Посполитой сохранились традиции европейского образования. Ревнители обычно были противниками влияния вот этих самых православных с новых земель, поэтому Прокопович вряд ли мог оказаться в союзе с противниками петровских реформ. Приятным человеком он был, очень образованным: ещё незадолго до составления регламента был ректором Киево-Могилянской академии - главного высшего православного учебного заведения на отобранных у Речи Посполитой землях. К тому же Прокопович в своих речах напрямую проявил себя как сторонник петровских реформ, поддерживал влияние государственного на все сферы жизни, будучи духовным лицом, тем не менее признавал за церковью компетенцию лишь в небольшом круге вопросов, касающихся непосредственно спасение души.
Недавний киевские ректор оправдал ожидания. Его регламент был образцом православной риторики и безусловно обосновал право царя на все обозначенные там меры. К тому же работа по приведению церкви к покорности велась предшественниками Петра ещё со временем Василия III. Сам Пётр за время правления много сделал на этом пути, особенно на два десятилетия оставив церковь без патриарха во главе с верным себе до поры до времени Стефаном Яворским. В итоге даже нарушение тайны исповеди духовенство «проглотило» и послушно доносило, если слышали от прихожан про какие-нибудь злоумышления, вредившие именно государству, а не другим частным лицам. Риторический талант Прокоповича дополнил все эти факторы. В итоге, реформа, радикально изменившая русскую православную церковь, не встретила сопротивления.
Регламент был подписан в 1721 году, теперь русская православная церковь вполне официально оставалась без патриарха, престола которого в своё время так рьяно добивалась. Теперь вместо него церковь возглавлял Святейший правительствующий Синод: практически чиновничья структура. Его покорность была обусловлена совсем не коллективностью, а способом, которым члены Синода получали свои должности. Однако этого было мало, в число членов Синода был включён абсолютно светский чиновник - обер- прокурор Синода, который внимательно следил за своими коллегами и пресекал любые попытки разойтись с решением, выбранным царём.
Таким образом, большую часть правления Петра, всю эпоху Стефана Яворского, которую можно так назвать по длительности, но не по влиянию местоблюстителя, в церкви был использован действующий механизм, благодаря которому духовенство не мешало европеизации страны. Но в 1721 году была создана новая система, которая не давала вернуться к старине без радикального слома этой новой системы. А слом системы, пусть и недавно созданной, дело непростое. И действительно, так называемый синодальный период продлился вплоть до конца Российской империи.
история России 8 класс - учебник, страница 57 номер 2
Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по истории России за 8 класс, для упражнения номер 2 расположенного на странице 57 для 1-й части к учебнику 2023 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по истории России к упражнению № 2 (с. 57), авторы: Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я., Торкунов А.В., Дмитриев А.П., 1-й части ФГОС, учебного пособия издательства Просвещение.