номер 5 (страница 91) гдз по истории 5 класс учебник Вигасин, Годер, Свенцицкая

  • история 5 класс
  • Издательство: Просвещение
  • Тип книги: учебник
  • Авторы: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
  • Год издания: 2023, новый
  • Страна учебника: Россия
  • Под редакцией: А.А. Искендерова
  • ФГОС: Да
  • Цвет обложки: чёрный
  • Москва, 14-е издание, переработанное
  • Всеобщая история древнего мира

Популярные гдз

§19. Возникновение державы Ахеменидов. Познакомьтесь с текстом. Глава 5. Западная Азия в древности. учебник - cтраница 91.
Условие
Условие. номер 5 (стр. 91)
Условие номер 5 (страница 91) гдз по истории 5 класс Вигасин, Годер, учебник

№5 (страница 91)

5. Составьте сообщение о современниках Кира Великого, используя дополнительную литературу и Интернет. Выступите с сообщением перед классом.

решение 1
Решебник 1. номер 5 (стр. 91)
Решение номер 5 (страница 91) гдз по истории 5 класс Вигасин, Годер, учебник

Можно списывать не все сообщения, а только начало и конец, плюс рассказы о паре человек – тогда будет из кого выбрать. А можно блеснуть списать всё целиком.

У Кира Великого было немало выдающихся современников: в середине шестого века до Рождества Христова выдающихся личностей достаточно. Рассказывая об этих людях, можно дать общую картину, понять, что творилось в разных цивилизациях в то время. Конечно не во всех. Например в центральной Америке свой расцвет переживала цивилизация ольмеков, но никаких выдающихся личностей этой цивилизации мы не знаем. Однако в государствах Старого Света уже велись документы, мы уже видим там конкретных государственных и не только государственных деятелей.

Кир Великий был отличным полководцем, завоевал многие земли, основал великую державу персов. Поэтому большая часть известных нам современников – это противники, которых Кир победил.

Крез

Лидийский царь Крез известен, в основном, по рассказам древних греков, то есть эллинов. Из надписей в самой Лидии узнать можно не много. Для эллинов он был символом огромного богатства. Якобы дорогим гостям он показывал свою казну, полную золота. Мудрец Солон якобы сказал на это, что человек не может считать себя счастливым, пока не умрёт, потому что при всех успехах в жизни конец его может быть ужасен. Крез проиграл войну персам, тому самому Киру Великому. Победители решили его сжечь, он уже стоял на костре. Тогда Крез вспомнил слова Солона и закричал, как тот был прав. Всё однако закончилось хорошо: Кир услышал этот крик, остановил казнь и расспросил Креза о Солоне, а потом оставил при себе советником.

Другая череда рассказов связана с Дельфийским оракулом: это эллинская прорицательница в особом храме. Крез решил проверить таких предсказателей – оракулов, которых тогда было немало. Он разослал своих послов в такие храмы и ровно на сотый день, то есть все одновременно они спросили каждый у своего оракула, что сейчас делает лидийский царь. Правильно ответили только в Дельфах. Поэтому дальше Крез только в Дельфы и обращался. Однако, пророчество часто нужно было ещё правильно понять. Например, прежде чем начать войну с Киром Великим, он послал в Дельфы спросить об исходе этой затеи. Ему ответили, если ты начнёшь войну, то уничтожишь великое государство. Он решил, что речь идёт о государстве противника и начал войну. Пророчество сбылось, но разрушенным оказалось государство самого Креза.

В Дельфийском храме хранились записи о пророчествах, которые когда-то давал оракул. До нас они не дошли, но сами эллины могли их прочитать. Другое дело, что многое они могли и додумать, только немножко опираясь на записи. Слухи о богатстве тоже можно объяснить. Крез стал чеканить свою монету. Обычно считают, что он стал это делать вообще первым в мире, хотя по другой версии немного раньше монеты появились в некоторых городах Финикии. В любом случае Крез был одним из первых. И монеты с именем этого царя разошлись по всему Средиземноморью. Эллины часто видели эти монеты, понимали, что все они от одного царя, потому что рисунок там был один и удивлялись, сколько у этого царя монет. На самом деле золота и серебра в слитках из других государствах исходило, может, и не меньше, но на них не было штампа, не было понятно, что они из одной казны.

Набонид и Валтасар

Вавилон был одним из величайших государств во времена Кира Великого наравне с Египтом. Потому захват Вавилона ближе к концу правления стал выдающийся победой этого царя. Благодаря этому широко известны Набонид – царь Вавилона в то время, а также его сын Валтасар, который непосредственно руководил обороной города. Про них лучше всего известны рассказы из Библии. Особенно про Валтасара, потому что царь часто отлучался из Вавилона, поручая правление своему сыну, которому к концу его правления было уже сорок, по тем меркам не просто зрелый, но почти уже старый человек.

В Библии Валтасар известен, прежде всего, по рассказу о пророке Данииле. Валтасар пировал, причём используя посуду из золота и серебра, которую в свое время при захвате Иерусалима вывезли из храма Соломона, то есть храма бога Яхве, единственно действительно существующего бога согласно Библии. Прямо во время пира появилась рука и написала на стене какие-то огненные знаки. Валтасар призвал своих мудрецов, но они не смогли понять эти знаки. Тогда послали за Даниилом, который был пророком бога Яхве. Он надпись прочитал: видимо она была на иврите. Прочитал и объяснил её: бог разгневался на царя и скоро он будет уничтожен. И действительно, в ту же ночь Вавилон был захвачен персами, а Валтасар убит. Получается, что царь ничего не знал о враге, который не просто начал войну, но и уже подошел к столице. Кроме того, Библия ничего не знает об отце Валтасара и называет его сыном Навуходоносора – того самого царя, который начал Вавилонское пленение евреев.

Эллины тоже рассказывают о захвате Вавилона. Они уже правильно называют и царя, и сына. Но по их рассказам Валтасар тоже пировал, несмотря на персов, которые уже осаждали его столицу. Персы придумали военную хитрость. Они, согнав местных жителей и заставив их работать, провели канал и отвели воду реки, которая текла через город. Река проходила под стеной, когда она высохла, получился проход, через который персы и прошли. При этом вавилоняне так были увлечены праздником, что не заметили, как из реки ушла вода. В такое сложно поверить, как и во весь рассказ. Большая река обычно течёт в самом низком месте в окрестностях, поэтому она и самая большая: все остальные реки и ручьи становятся её притоками. Непонятно, куда можно было отвести эту реку. Можно было отправить в канал, как в Междуречье и делали, но тогда вода бы пошла ещё и в канал, но чтобы она совсем ушла из реки, нужно было отвести её куда-то, в какое-то новое русло, которое было бы ниже реки. Кроме того, даже когда вода отступает, по бывшему дну ещё долго нельзя атаковать. Эллины видели русло рек, которые пересыхали на лето, это происходило каждый год. Но когда река долго находится на одном месте, а потом вода уходит, её дно ещё долго остается болотом, пока солнце не подсушит и такое болото. Именно это мы видели на примере Каховского водохранилища. Поэтому и этот рассказ выглядит как назидательная сказка, он абсолютно нереален.

От истории Междуречья своих источников осталось гораздо больше, чем от истории Лидии: в Вавилоне были свои большие архивы и персы не стали их уничтожать. Поэтому о Набониде и Валтасаре мы кое что знаем, хотя на самом деле не так много. Например, учёные спорят, кем был Набонид до того, как стал царем. Скорее всего, он не был царского рода, судя по косвенным признакам. Непонятно также, как он взошел на престол, не имея на это права. Но он, на самом деле, правил и правил долго: семнадцать лет. При нём действительно большую роль играл его сын и наследник Валтасар, который часто по-настоящему правил Вавилоном вместо отлучавшегося отца. Валтасар действительно руководил обороной против персов и в итоге погиб. Правда не понятно, как именно он погиб и каким образом персом удалось взять хорошо укреплённый город. Но возможно против новой династии, династии фактически узурпаторов были настроены многие вельможи. Набонид, узнав о судьбе столицы и сына, сам приехал к персом и сдался Киру Великому в плен. В награду за покорность он получил не только жизнь, но и небольшую область в правление, где и доживал свои дни.

Как видите, о последнем вавилонском царе и сыне этого царя мы знаем несколько больше, чем о последнем лидийском царе. Но если Крез известен сам по себе, прославились его дела до персидского завоевания, то вавилонские правители широко нам известны только потому, что проиграли Киру Великому.

Фанес

Фанес был ещё одним современником Кира Великого, который известен нам только благодаря персидскому завоеванию. Как рассказывает Геродот, когда персы решили завоевать Египет, ядром египетской армии были эллинские (то есть древнегреческие) наемники. Но перед решающей битвой их командир Фанес перешёл на сторону персов, подкупленный ими. Однако/ его солдаты не последовали за командиром, остались верны своему слову, которое дали египетскому царю. Они перед строем убили сыновей Фанеса, смешали их кровь с вином и, выпив это, бросились в атаку. Правда египетское войско, включая эллинских наемников, в итоге проиграло.

Эту историю мы знаем от эллинского историка Геродота. В других источниках мы не встречаем такого человека. Поэтому не знаем его дальнейшей судьбы. Не знаем мы и карьеры Фанеса до персидского завоевания. Но он был уже явно не молодым человеком на такой-то должности, а Египет персы завоевали всего лишь через пять лет после смерти Кира Великого. Так что современником Кира Фанес был. Однако завоевание на самом деле было. И действительно ядром греческой армии были эллинские наемники. Египетские цари вообще опирались на них ещё со времён Псамметиха, когда благодаря эллинской фаланге удалось отстоять свою независимость против ещё ассирийцев. Так что какой-то командир эллинских наемников был во время персидского завоевания. Все остальные подробности на совести Геродота.

Будда Шакьямуни

Однако как бы не была огромна держава Кира Великого, она не занимала все существовавшие тогда цивилизации. Жившие в других цивилизациях современники Кира, конечно, никак не были связаны с великим завоевателем. Среди них были выдающиеся личности.

Сиддхартха Гаутама в буддизме называется Буддой, потому что согласно Священным книгам этой религии он её и основал.

Будущий духовный учитель был принцем небольшого государства на севере Индии – больших тогда в регионе и не было. Первое время он жил обычной жизнью, которой и должен был по праву рождения, успел даже жениться. Но потом он ушел от мира и начал искать смысл жизни. Это было необычно потому, что для таких поисков были свои отдельные люди – брахманы. И брахманы были выше кшатриев, условно воинов, хотя нельзя вкладывать в перевод русское значение слова, к которым относились даже цари. То есть для других индийцев принц действовал не по статусу, будто крестьянин, который попытался сесть на трон. Поэтому его учение долго не воспринимали. И до сих пор в Индии не очень много буддистов.

А ведь было чему учиться. Будда долго вёл аскетическую жизнь, то есть ограничивал себя во всём, и много медитировал, то есть сидел и избавлялся от любых мыслей, вообще любых. И во время одной такой медитации он все понял. Да это звучит странно: человек избавился от всех мыслей, но благодаря этому ему в голову пришла как раз-таки нужная мысль. Но на этом и построены духовные практики буддистов. Индийцы уже верили в переселение душ. То есть человек после смерти перерождается, причём далеко не обязательно в человека. При этом каждая жизнь – это страдания (и в русском языке слово “отмучился” означает умер), значит постоянные перерождения, это цепь страданий, которые не заканчивается. Будда понял, как разорвать эту цепь страданий: нужно отрешиться от всех страстей, достичь чего-то вроде вечной медитации – Нирваны. Он разработал со временем целую систему того, как это надо делать. Прежде всего, нужно не грешить, то есть улучшать свою карму. Но этого мало, также нужно совершенствовать себя, в частности постоянно медитировать. Конечно, сложно рассказать целую систему на грани религии и философии в рамках этого доклада. Но в учение Будды сегодня верят миллионы людей.

Так вот Будда тоже был современником Кира Великого. Младшим современником: когда Кир умер, будущий духовный учитель ещё даже не достиг просветления, однако уже успел стать взрослым.

Пифагор

Пифагор жил на юге современной Италии в эллинском (или древнегреческом) полисе, то есть небольшом государстве условно с одним главным городом. Поэтому он никак ни прямо, ни косвенно не был связан с завоеваниями Кира Великого, хотя застал их и наверняка об успехах персов слышал: Кир Великий умер, когда Пифагору было уже сорок.

Пифагор нам известен, прежде всего, по теореме своего имени из геометрии: квадрат гипотенузы в прямоугольным треугольнике равен сумме квадратов катетов. Часто также добавляют, что формула это была известна и раньше, Пифагор смог показать, почему так происходит, он нашел доказательство теоремы. На самом же деле Пифагор возможно не делал даже этого. Он вообще, прежде всего, не математик.

Пифагор был учителем, который разработал свою философию, в некоторой степени даже свою религию. Там было и требование не убивать никаких животных, даже самых мелких, отсюда веганство, там было учение о переселении душ – совсем как в буддизме. Кроме того, в этом учении много говорилось о мировой гармонии. Гармония эта была отчасти выражена через математику. Пифагорейство несколько веков существовало в мире эллинов, а потом и древних римлян. Его вытеснило христианство. Всё это время оно было тайным учением небольших закрытых групп. Так как оно было тайным, мы далеко не все знаем об этом учении, ещё меньше – про его основателя. Но мы знаем, что в рамках учения о гармонии мира члены таких обществ много занимались математикой и сделали немало открытий. При этом открытия они всегда приписывали Пифагору: так повышался авторитет всего их учения, которое якобы знало так много с самого своего начала. Так что возможно теорему Пифагора Пифагор даже не доказывал, возможно, это сделал кто-то из его последователей.

Мы видим, что Кир Великий жил в действительно интересное время, когда мир знал немало великих людей. Далеко не все значимые современники великого царя перечислены в этом докладе. Персы завоевали много земель, поэтому жизнь многих современников Кира так или иначе связана с этими завоеваниями. С другой стороны – не всегда, персидская держава не охватила многие значительные цивилизаций, от которых дошло немало сведений.

история 5 класс - учебник, страница 91 номер 5

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по истории за 5 класс, для упражнения номер 5 расположенного на странице 91 к учебнику 2023 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по истории к упражнению № 5 (с. 91), авторы: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., ФГОС, учебного пособия издательства Просвещение.