номер 1 (страница 209) гдз по истории 5 класс учебник Вигасин, Годер, Свенцицкая

  • история 5 класс
  • Издательство: Просвещение
  • Тип книги: учебник
  • Авторы: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С.
  • Год издания: 2023, новый
  • Страна учебника: Россия
  • Под редакцией: А.А. Искендерова
  • ФГОС: Да
  • Цвет обложки: чёрный
  • Москва, 14-е издание, переработанное
  • Всеобщая история древнего мира

Популярные гдз

§42. Афинская демократия при Перикле. Подготовьте сообщение. Глава 9. Возвышение Афин в V (5-м) веке до н.э, и рассвет демократии. учебник - cтраница 209.
Условие
Условие. номер 1 (стр. 209)
Условие номер 1 (страница 209) гдз по истории 5 класс Вигасин, Годер, учебник

№1 (страница 209)

Подготовьте сообщение о философе Сократе (см. с. 206). Подумайте, почему Сократ отказался бежать из тюрьмы, будучи приговоренным к казни.

Афинский философ Сократ

Часто на улицах и площадях Афин можно было встретить немолодого бедно одетого человека. Он заговаривал с прохожими, задавал вопросы, спорил с ними. Это был Сократ, которого называли философом. Философия в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Философы старались понять и объяснить, что лежит в основе всех вещей в мире.

Когда Сократ видел, что его собеседник жаден до денег, непомерно высокого мнения о самом себе, то говорил ему: «Ты — гражданин величайшего города, прославленного своей мудростью. Не стыдно ли тебе заботиться о деньгах и почестях, а о душе своей не заботиться!» Многие афиняне боялись острого языка Сократа и мечтали избавиться от него. Сократа обвинили в том, что он не почитает богов и внушает эти мысли молодёжи. Действительно, афинский мудрец верил в то, что миром правит единое божество. На суде Сократ доказывал свою правоту. Когда же его приговорили к смерти, он обратился к судьям с просьбой:

— Афиняне, я прошу вас о немногом. Если вам будет казаться, что мои сыновья, повзрослев, заботятся о деньгах больше, чем о доблести, если они будут много о себе думать, будучи ничем, укоряйте их так же, как и я вас укорял...

После суда Сократ провёл в тюрьме 30 дней. Друзья предлагали ему подкупить стражников и устроить побег. Но Сократ считал бегство поступком бесчестным. Самая высокая цель, по его мнению, не может оправдать низких и дурных поступков.

В назначенный день Сократ в окружении учеников выпил принесённую ему чашу с ядом. Имя великого философа осталось в веках, а его казнь легла позорным пятном на афинскую демократию.

Содержание бесед Сократа о мудрости мы знаем из сочинений его ученика Плагина. Платон основал философскую школу в садах Академа возле Афин. Вслед за этой платоновской школой до сих пор многие научные и образовательные учреждения носят название акадёмия.

решение 1
Решебник 1. номер 1 (стр. 209)
Решение номер 1 (страница 209) гдз по истории 5 класс Вигасин, Годер, учебник

Жизнь Сократа, а главное его идеи, стали переломом античной философии. Фактически философия, как она была известна в более поздние века, началась с Сократа, поэтому о философах до него известно немного.

Сократ считается одним из самых великих философов в истории, однако сам он ничего не писал. Мы точно это знаем, речь не идёт о трудах, которые просто не дошли до нас - письменных трудов просто не было. Всё, что известно о Сократе написали его ученики и современники. В основном его речи сохранил для нас его ученик Платон, но также есть воспоминания Ксенофонта. Также немного можно найти у других авторов, например, Сократ стал героем одной из комедий Аристофана. При этом Платон вспоминает о пире, на котором были и Сократ, и Аристофан. Да и вообще не удивительно, что известные граждане полиса лично знали друг друга. Но вот эти воспоминания, а, главное, сами ученики Сократа изменили философию.

До Сократа среди эллинов было немало философов, то есть в буквальном переводе любителей мудрости: их сейчас так и называют досократики. Они рассуждали прежде всего об устройстве мира, в частности, именно от них пришло слово атом (правда понимали они под ним совсем не то, что современная физика). Это в основном были граждане аристократических полисов, поэтому проблемы простых людей их интересовали мало.

В демократических Афинах философия обратилась на человека. Появились так называемые софисты, которые учили граждан, естественно за плату, вполне практическим вещам, в частности риторике и особенно речам политическим. Основным оппонентом Сократа из числа софистов стал Антифонт, некоторые труды которого тоже сохранились, к тому же есть воспоминания прямо о диспуте этих философов. Споры с позицией Антифонта мы часто видим в диалогах Сократа, которые записал Платон, хоть само имя Антифонта там и не названо. В частности, софисты считали закон правилами, которые установили власть имущие, чтобы остаться таковыми, законы и должны быть такими. Это удобная позиция для богатых людей, которые платят учителю и готовятся стать такими элитами. При этом софисты как бы почти отказывались от понятия правды. Типичные упражнения софистов следующие. Оратор очень убедительно доказывал какую-либо позицию. А потом столь же горячо и убедительно начинал отстаивать позицию полностью противоположную. Такие упражнения есть в риторике и сегодня, Но сегодня подчёркивается, что это всего лишь упражнение. А тогда ученики софистов легко делали следующий вывод: если правда как таковой нет, значит пусть будет так, как нам выгодно, а порой как раз и утверждалось, что выгодные сильнейшему и есть правда. Это ещё было связано и с религиозной идеей о любимце богов. Например, таким любимцем Афины показан у Гомера Одиссей. Политики, у которых всё получалось, начинали считать себя такими счастливчиками, а значит всё что они делали оказывалось тоже волей богов.

Сократ не пошёл ни по одному из этих путей. Он не стал отвлечённо рассуждать об устройстве мира, сосредоточился на человеке. Но, с другой стороны, он всегда хотел найти истину и показать её людям, а не угодить своим ученикам. Ученики всё равно находились и немало.

Вначале Сократ показал себя как образцовый гражданин, умеренный во всех удовольствиях. А также, что важнее, стойким воином: как раз тогда Афинам пришлось много воевать.

Например, афинский отряд, в котором был и Сократ, вынужден был воевать зимой на далёком для эллинов севере. На самом деле на том же Балканском полуострове. Но там выпал снег и надолго остался лежать, что для эллинов было непривычно. Одежда гоплита была рассчитана на более тёплую погоду, в частности, воевали они босиком. Поэтому многие афиняне стали обматывать себе ноги тканью, получались так называемые обмотки, да, так они называются. Порой ткань - это была совсем толстая из сваленной шерсти, то есть получалось даже что-то вроде валенок. Но Сократ ничего этого не делал, а ходил босиком по снегу, даже не жалуясь. Но эта выносливость была свидетельством храбрости будущего философа.

В другой раз афиняне были разбиты и спасались от врага, кто как мог. Но один из будущих учеников видел, как Сократ уходил быстрым, но ровным шагом, не бежал, тем более не паниковал. Да, он отступал, так как всё войско разбежалось, но трусости при этом не проявлял.

Мы не знаем, чем Сократ в молодости занимался в мирное время. Непонятно, был ли он ремесленником, или возделывал свою землю. Он точно не был богачом. У него была злая и сварливая жена. Сократ всё больше времени проводил вне дома, как и многие граждане - на агоре, на рыночной площади. Там он беседовал с другими людьми. Потом он будет говорить, что злая жена очень способствует философии: не хочется сидеть дома.

Такие беседы вели многие граждане, но Сократ не просто, что называется, чесал языком. Он стал проверять убеждения собеседника. Вот эти диалоги уже записаны его учениками, по крайней мере некоторые. Человек говорил Сократу какой-то тезис, в котором был убеждён . А потом Сократ так вёл беседу, что со временем человек, сам того не осознавая, начинал отстаивать полностью противоположную позицию. Это тоже в общем упражнении в софизме. Только нужно не самому отстаивать вначале одно, а потом другое, а заставить это сделать собеседника, что сложнее. Это принесло Сократу славу учителя мудрости: такие учителя в Афинах уже были, то, Сократу не пришлось создавать себе с нуля.

Но в отличие от софистов, Сократ в этих беседах сам пытался понять, что такое правда. Наверное то, что человек вначале отстаивал, а потом сам же начинает опровергать нельзя считать правдой. В итоге Сократ пришёл к фразе, из которой помнят обычно только первую часть. Полностью она звучит так: Я знаю, что я ничего не знаю, Но другие и этого не знают. То есть хвастовство у него всё-таки было, он всё же был эллином и стремился показать себя первым, лучшим. Но важнее всего первая часть фразы. Сократ понял, что чтобы понять истину, вначале нужно избавиться от заблуждений, нужно отбросить всё, что мы знаем непонятно почему, просто знаем-это скорее всего ошибка. И учеников он в основном пытался убедить отказаться от всего, что они знали бездоказательно. В начале убедить, а потом и научить, потому что это не так просто и одного желания недостаточно.

Позитивная часть у него тоже была. Со временем он пришёл к выводам, которые считал истинными. Но сложно понять, что это на самом деле были за идеи. Потому что в комедии Аристофана написана совсем уж несуразица: отказ от всех авторитетов, включая авторитет отца и почитания облаков. Но на то это и комедия: она должна была веселить, а не передавать философское учение. У Платона всё изложено гораздо более подробно. Например, он пишет об идеальном по его мнению устройстве государства, где правят философы. Но сегодня учёные считают, что в таких случаях Платон скорее излагал собственные идеи, а не передавал мысли учителя.

В конце v века до рождества Христова на долю афинян выпали тяжёлые испытания. Они явно проигрывали Пелопонесскую войну, которая уже пару десятков лет шла по всему Балканскому полуострову. На этом фоне власть захватила относительно узкая группа граждан. В истории это время осталось как тирания 400-х в 411 году. Продлилась она недолго. Потом войну окончательно проиграли и фактически сдались на милость победителям, то есть спартанцам. Тогда в полисе установился лояльный спартанцам государственный строй - так называемая тирания тридцати. Сократа обвинили, явно надуманно, в непочитании богов, которых чтит весь полис. Это действительно считалось очень плохой вещью. Божества насылает несчастья или наоборот посылают хорошие вещи, вроде хорошего урожая всему полису сразу, поэтому поклоняться им должны все граждане, чтобы не навлечь беду на всех остальных. У Платона действительно особые взгляды на богов, скорее всего корнями эти взгляды уходили в учение Сократа. В воспоминаниях Платона видно, однако, что богов всех афинян Сократ чтил. Правда Платон может оправдывать своего учителя задним числом. Проблема даже не в этом. Известно, что тогда многие были сторонниками разных интересных учений, олимпийская религия находилась в кризисе. Но при этом людей за такое обычно не казнили, в Афинах не было аналога средневековой инквизиции. Сократа явно считали опасным и нужен был повод, чтобы от него избавиться.

В 399 году до рождества Христова Сократа судила гелиэя, не вся коллегия, а выбранные по жребию пять с небольшим сотен присяжных. Это были люди из демоса, которые всеми силами хотели защитить власть этого самого демоса - демократию. Тем не менее виновным Сократа признали с перевесом в небольшое число голосов. Философа приговорили к смерти.

Сократу предлагали бежать: один из его учеников подкупил стражу, а также заготовил всё для бегства из полиса и даже с Балканского полуострова. Но Сократ отказался и по воспоминаниям не дрогнувшей рукой взял чашу с ядом и выпил её до дна.

Сократ ещё на суде никак не пытался себя спасти. Когда человека признавали виновным, ему давали выступить ещё раз и попросить для себя меру наказания. Дальше присяжные голосовали снова и либо утверждали эту меру, либо нет, тогда большинством голосов решали, какое наказание назначить. Ученики и друзья уговаривали Сократа попросить изгнания и таким образом сохранить себе жизнь. Теоретически можно было ещё попросить штраф, но такой приговор бы точно не утвердили: он был слишком мягкий для такого преступления, а также все знали про богатых друзей Сократа, которые явно заплатили бы штраф за него. Поэтому Сократа и уговаривали предложить изгнание. Однако в своей речи он не только потребовал штраф, он вообще сказал, что достоин высшей награды в афинском полисе, но раз такой опции нет, то пусть будет штраф. Такая речь была явной издёвкой над судом, возмутила всех и конечно был вынесен смертный приговор. Сократ фактически подписал его себе сам, потому и не стал потом от него убегать.

На суде Сократ говорил, что не боится смерти. По его словам, если бы смерть была небытием, то есть для человека как бы сном без сновидений, это был бы лучший из вариантов, но он в такое не верит. Философ расписывал судьям, а больше зрителям, как применить свой метод беседы к великим людям древности, которых при жизни он не застал. И он делом доказал, что смерти действительно не боялся - ни когда ты на войне, ни в итоге на суде.

Сократ считал, что смерть прославит его окончательно, нужно чтобы это была смерть, достойная философа, который так и не предал свои убеждения. Возможно он также понимал, что ему на тот момент было лет 70. Для того времени это очень почтенный возраст, он вскоре мог сойти в могилу сам, по естественным причинам, но не настолько славно. Однако, скорее всего, это соображение было на втором, а то и на десятом плане, на первом верность своим идеям, за которые философ не собирался извиняться.

Сократ не стал продолжать ни поиски более ранних философов, которые пытались понять устройство мира, а также не примкнул к своим современникам софистом. Он пошёл своим путём и совершил переворот в философии. Значимость своих идей он доказывал не только логичными аргументами, но и всей своей жизнью, венцом которой по его же желанию стала достойная смерть.

история 5 класс - учебник, страница 209 номер 1

Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по истории за 5 класс, для упражнения номер 1 расположенного на странице 209 к учебнику 2023 года издания для учащихся школ и гимназий.

Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по истории к упражнению № 1 (с. 209), авторы: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С., ФГОС, учебного пособия издательства Просвещение.