номер 4 (страница 29) гдз по всеобщей истории 8 класс учебник Юдовская, Баранов, Ванюшкина
- всеобщая история 8 класс
- Издательство: Просвещение
- Тип книги: учебник
- Авторы: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М., Бовыкин Д.Ю., Медяков А.С.
- Год издания: 2023, новый
- Страна учебника: Россия
- Под редакцией: А.А. Искендерова
- ФГОС: Да
- Цвет обложки: оранжевый
- Москва, 5-е издание, переработанное
- История нового времени, XVIII век
Условие
№4 (страница 29)
4. Как, с точки зрения просветителей, возникли общество и государство?
решение 1
По мнению просветителей государство стало результатом общественного договора, а значит и общество было устроено на основе такого договора. Существовало несколько версий, как это происходило.
Первую такую теорию создал Гоббс в Англии. Согласно ей первобытное состояние - это война всех против всех. Он считал, что во время пережитых им гражданских войн в Англии как раз это первобытное состояние и проявилось. В такой войне всех против всех больше всего гибнет сильных, потому что слабые прячутся или убегают, не доводя сражения до смерти, а сильным стыдно отступать, они сражаются, пока один из них не погибнет. Со временем сильные это поняли и заключили между собой договор. Учитывая, что договор между собой заключали сильные, они смогли заставить всех остальных, то есть слабых, подчиняться этому договору, а значит подчиняться себе, ведь теперь сильные не сражались друг с другом, по крайней мере в рамках одного государства. Таким образом, появился Левиафан - мифический великан, который своей силой подавляет возврат к первобытному состоянию, который уничтожает любого, кто пытается сопротивляться. Порой общество свергает Левиафана, убивает его, это и произошло в Англии, но тогда довольно быстро появляется новый Левиафан, потому что жить без него тяжело.
Таким образом, теория Гоббса не предполагает справедливости закона, она только объясняет, почему закон нельзя не соблюдать. Тем не менее такая теория общественного договора сформулировала важные до сих пор понятия: монополия государства на насилие: только Левиафан может применять силу, граждане по отношению друг к другу применять её не имеют права, иначе будут наказаны Левиафаном. В условиях, когда даже мелкие дворяне выясняли отношения с помощью дуэлей, а охрана крупных феодалов была меньше, чем во времена феодальной раздробленности, но всё ещё оставалось немалым боевым отрядом, такая идея Гоббса была совсем не очевидной.
В XVIII веке во Франции существовали другие теории общественного договора, согласно которым договаривалось уже всё общество, а не отдельная его часть. Например, популярна следующая версия: в первобытности, наоборот, все жили в мире друг с другом и работали, не зная забот. Но вот в этом обществе появились воры. Тогда люди сложили всё своё добро на один склад и поставили самого сильного охранять этот склад сторожем. А поскольку он должен был охранять его постоянно, он не мог сам работать, и тогда остальные люди стали его кормить. Согласно этой версии так и появилось дворянство, со временем так появилась власть.
В данном случае просветителей интересовал уже другой аспект. Из такой теории общественного договора следовало, что привилегии дворянства - это результат соглашения внутри общества, а значит, это соглашение может быть изменено, особенно если дворянство не выполняет своей основной функции, то есть функции защиты. Такая теория общественного договора была частью борьбы за отмену сословных привилегий.
Теория общественного договора могла не включать историю появления этого договора. Она могла просто описывать, почему общество устроено именно так и каким образом его устроить лучше. В таком случае подчеркивалось, что люди договорились жить именно таким образом и договор этот хорошо соблюдать, чтобы лучше было всем. Например, Монтескьё подчёркивал, что для разных народов хороши разные законы: неоднозначная идея в эпоху Просвещения, далеко не все мыслители её разделяли, потому что человеческий разум всюду одинаков, а значит, и законы, построенные на требованиях этого самого разума, могут быть одинаковыми. Джон Локк скорее подчёркивал равенство всех людей перед законом, и основные принципы, по которым этот закон, то есть общественный договор разумно было бы построить. В частности, он ввёл понятие прав человека, которые не должен нарушать никакой закон.
всеобщая история 8 класс - учебник, страница 29 номер 4
Мы подготовили для вас ответ c подробным объяснением домашего задания по всеобщей истории за 8 класс, для упражнения номер 4 расположенного на странице 29 к учебнику 2023 года издания для учащихся школ и гимназий.
Теперь на нашем сайте ГДЗ.ТОП вы всегда легко и бесплатно найдёте условие с правильным ответом на вопрос «Как решить ДЗ» и «Как сделать» задание по всеобщей истории к упражнению № 4 (с. 29), авторы: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М., Бовыкин Д.Ю., Медяков А.С., ФГОС, учебного пособия издательства Просвещение.